Сказание об Алтайском походе. Часть I

Урочище Елань

От автора

Осенью 2012 года у меня возникло ощущение, что надо передать людям образ процессов, происходящих на Алтае, в краях, где мне дважды довелось побывать. Я выбрала форму рассказа. Надеюсь, всё, что я в состоянии была отобразить, будет кому-то интересно. Итак, я начинаю рассказ о походе на Алтай летом сего года.

Глава I. Начало

Поход наш начинался в городе Бийске, куда я добиралась по железной дороге. Со мной в поход должна была пойти Наташа, которая составляла мне компанию и в прошлом году. Она – ученица моего отца и моя приятельница. Девушка из очень состоятельной семьи, имеющая привлекательную внешность.

Путь до Бийска — уже приключение. Не буду подробно останавливаться на нём. Лишь скажу, что он научил меня терпению и выдержке (многочасовые ожидания), внимательности (одна трое суток в пути), жизнерадостности.

А что мне дал путь в горах — это отдельная и долгая история, которая, я надеюсь, что-то даст тем, кто её прочитает.

Я приехала в Бийск первой из группы. Утром 4 августа на вокзале меня встретил руководитель похода и отвёз на свою дачу, так же как и прошлом году. К обеду он привёз ещё двоих – «мою» Наташу и Алексея из Москвы (возраст около 35 лет). Наш руководитель вовсю суетился. Принёс огурцы, помидоры, снял с грядки дыню и арбуз. Вечером была баня, сбор вещей и распределение продуктов по рюкзакам. Спать руководитель отправил нас с Наташей наверх, где оказалось так холодно, что под утро мы спустились на первый этаж и досыпали на кровати, подвинув московского Алексея.

Утром мы погрузили рюкзаки в прицеп и на УАЗике («Буханке») поехали на вокзал встречать остальных участников похода.

Здесь я сделаю небольшое отступление. В прошлом году нашему руководителю понравилась Наташа. Это было причиной нашего с ней взаимного недовольства в течение 2-3 дней. Позже, покопавшись в своих мыслях и чувствах, я поняла, что он мне совсем не интересен как мужчина. Но тогда древний женский инстинкт – привлечь лучшего «самца в стае» – взыграл в нас обеих. Для нас это был первый пеший поход, поэтому хотелось опеки и внимания. В итоге мы обе, не имея походного опыта, медленно собирались и ошибались в мелочах, но все «шишки» и замечания выпадали на мою долю, так как Наташа стала объектом повышенного интереса руководителя. У меня всё внутри кипело, и в пути я вынуждена была работать над своими эмоциями и мыслями, так как данное состояние осложняло и без того трудный путь. В прошлом году нам с Наташей удалось уладить разногласия, а мне свой внутренний разлад. Руководителю не перепало того внимания, на которое он рассчитывал. Все разъезжались в состоянии вроде как дружелюбном и позитивном.

В этом году «флирт» Наташи с руководителем в начале пути уже не задевал меня. При общении с мужской частью группы я постаралась создать максимум определенности, сказав, что у меня есть молодой человек. И следила за собой, чтобы не допускать двусмысленностей  и даже легкого флирта.

На вокзале города Бийска мы встретили остальных участников предстоящего похода: Александр (Екатеринбург), Ирина (Новосибирск), Светлана (Пермь), Галина (Ярославль). Возникла тоскливая мысль, что поход будет «бабский».

Путь до поселка Тюнгул, откуда мы отправлялись далее пешком, длился больше 10 часов.

За это время у нас была возможность наблюдать, как живут алтайцы – коренные жители этого края. Интересно сравнить алтайские и русские дома в деревнях. Русские люди засаживают свои сотки «под завязку» всем, чем только можно: картошкой, морковью, кабачками, яблонями и т.п. Весь участок в зелени. Дома хоть и простые, но ухоженные. У алтайцев огромные дома, имеющие очень запущенный вид. На участке почти ничего не растёт. Стада коров и лошадей пасутся свободно. Как рассказывал нам наш руководитель, алтайцы не запасают корм своим животным, а просто отпускают их на зиму самим искать себе пропитание. Когда алтайцу нужна лошадь или корова, он просто объезжает окрестности на «дежурной» лошади и собирает своих (у всех есть клеймо). Надо отметить, что у них удивительно красивые коровы и лошади с хорошей шерстью. Большая часть алтайцев живёт за счет постоянного потока туристов. Продают им мёд, сдают в аренду лошадей, служат проводниками. Самые «продвинутые» держат «забегаловки» вдоль Чуйского тракта. Есть те, кто содержат машины-такси в труднопроходимых районах (обычно это «Нива» или «Уазик»). Многие просто спиваются.

Вообще, Чуйский тракт – удивительное место. В горном Алтае нет железных дорог. Последняя ветка заканчивается в Бийске. И единственный способ передвижения в этих краях – поездка по Чуйскому тракту. Молочно-бирюзовая река Катунь течёт почти вдоль всего пути. Во все стороны расстилаются бескрайние поля. И чем дальше, тем горы выше, тем воздух чище. Я думала, что буду спать в пути. Но мне было не до сна. Настолько разнообразна и прекрасна природа в тех краях, что невозможно оторваться от видов, открывающихся в окне машины.

Мы периодически останавливались «размять» ноги. На одной из остановок Наташа решила купить «Золотой корешок» (корень родиолы розовой, занесённой в Красную книгу) у одной из местных торговок сувенирами. Руководитель посоветовал ей этого не делать, говоря, что у нас на пути будет возможность его накопать. Его слова вызвали сильный гнев у этой женщины. Она кричала, что мы не имеем права ничего выкапывать и вывозить с ИХ земли. Что она нас найдет, и тогда нам не поздоровится. Записала номер машины. И продолжала вопить и угрожать. Её поддержали несколько так же настроенных женщин.

Меня поразило, что эти люди говорили о всей этой необъятной земле, об этом крае, как о своей собственности. А сами распродавали в огромных количествах богатства Алтая в виде редких в других землях растений, корений, глины и т.п.

В Тюнгур мы приехали поздно, в темноте. Встали на ночёвку на базе «Белый кречет».

Знакомство в горах перед выходом в путь носит название Чу-Чой. Мы все расселись вокруг костра. Руководитель налил в свою кружку водки. Каждый должен был коротко рассказать о себе и цели своего приезда. При этом пить водку не обязательно. Можно просто взять в руки кружку, а потом передать её дальше. По завершении круга руководитель плеснул водку (оставшуюся) в костёр, отдавая дань Алтайским богам, именуемым Ульгень и Эрлик (в пути он каждый вечер приносил эту маленькую «жертву»).

Далее мы распределились по палаткам. Мы с Наташей попросили руководителя жить с нами в палатке, как в прошлом году. Это сильно облегчило бы наш путь, так как палатку несёт он. Да и собирать её мы толком не умели, только помогать. Он согласился. Перед этим другие женщины всячески намекали, что хотят к нему в палатку. Особенно упорствовала в этом Галина. Наташа тоже хотела намекнуть, но не знала, с чего начать, и попросила меня. Я подошла к руководителю и прямо сказала, что мы с Наташей хотим поселиться с ним в одной палатке. Он согласился.

Ночь прошла спокойно. Рано утром мы доехали  до Урочища Елань, оттуда начинался наш пеший путь в горы. Мы вытащили рюкзаки и стали готовиться к выходу.

Забыла рассказать. Вечером на Чу-Чое, когда все говорили о себе, Ирина попросила не называть её Ирой. Не нравится ей это имя. Руководитель предложил называть её Забара. Она с радостью согласилась. Сказала: «Зовите, я всё заберу».

Вот мы и собрались. Сердце колотится, дыхание замирает в ожидании. Наконец-то! Я здесь! Я на Алтае! И радостно и страшно. Страшно, что не выдержу, что слишком будет тяжело.

Первый, самый тяжелый, подъём в этом году я одолела легче, чем в прошлом. На спине 90-литровый рюкзак (мой наездник на 2 недели), в руках трекинговая палка, а перед нами целый мир.

Первый день шли немного. Километров 5 одолели. Стоянка, как и в прошлом году, недалеко от наскальных рисунков, на берегу реки Кучерла. Мы напились воды прямо из реки. С этого дня и в течение всего похода пить мы будем самую лучшую воду на свете.

В горах Алтая прекрасная вода. Когда я впервые попробовала её, то поняла, почему никак не могла утолить жажду водой в городе. Пить в горах можно из любого ручья и реки. Это сказка наяву. Как бы ни был труден путь по горам (отдыхом в общем понимании это не назовёшь), но южные моря меня теперь не прельщают. Одно только воспоминание о чудесной живой воде Алтая наполняет моё сердце тихой радостью. И тянет снова в этот волшебный край, словно нет в жизни ничего важнее, чем шум горной реки, несущий потоки исцеляющей душу воды.

Самое удивительное то, что вода эта прибавляла сил больше, чем вся пища, что мы ели в пути. Были моменты, когда на долгом и сложном подъёме от усталости подкашивались ноги. Но стоило только остановиться испить воды из ближайшего ручья, как тело наполнялось силой и мы вновь шли вперёд.

Я немного ушла в сторону от линии рассказа. Но вода на Алтае стоит того, чтобы сказать о ней отдельно.

Мы снова посетили территорию с наскальными рисунками. Там возникла беседа на тему жертвоприношений и дикости наших предков. Особенно разгорячилась Галина. Глаза её блестели, она не переставала говорить: «Представляете, на этом месте наши предки приносили жертвы! Может и мы принесем жертву?!». Жутковато становится, когда подобные речи исходят от худенькой девушки. Я сказала, что наши предки не были дикими, а наоборот, более развитыми, чем мы. Это вызвало бурю негодования. Больше я в споры на эту тему с ней не вступала. А Наташе сказала: «Надо быть осторожнее, особенно с Галиной! Тема жертвоприношений вызывает у неё бурный восторг. Такой дай волю, во сне прирежет или съест, если еды не будет!» Наташа посмеялась и сказала, что я преувеличиваю. А мои ощущения оказались близки к истине.

Первый день похода подходил к концу. Тело слегка ныло с непривычки. Настроение было хорошее. А впереди столько всего.

Следующий день был тяжелее. Нам пока везло с погодой. Ясное небо всю дорогу улыбалось приветливым солнышком. Мы шли лесными тропинками. Высота над уровнем моря была небольшая. Но уже здесь, перед нами, Алтай раскрывал весь простор гор и лесов. Дух захватывало от красоты.

Впереди всех шёл руководитель. За ним Галина и Забара. А следом все остальные.