Сказание об Алтайском походе. Часть X.

Путь Бийск - Нижний Новгород

Глава X. Путь домой. Итоги: размышления и оценки.

Вернувшись, мы оперативно собрали вещи и вышли в путь. Сначала вдоль озера, затем мимо базы МЧС. В одном месте пришлось идти по кочкам, так как трава росла в воде, а мокнуть не хотелось. Двигались медленно. Прыжки с кочки на кочку с рюкзаком за плечами утомляли. Многие решили, лучше промокнуть, и пошли по щиколотку в воде. Я решила, что всё равно ничего не теряю и если побегу быстро-быстро, то, возможно, промокну меньше. Это помогло. Я пронеслась по этому участку так, что не промокла вовсе. Ещё одно маленькое чудо.

Мы вышли на тропу, которая заворачивала в лес. Бросив прощальный взгляд и послав поцелуй Белухе, мы бодро зашагали вперёд. Шли мы близко к реке, то углублялись в лес, то по куруму, то по траве. Река в этом месте была очень узкая и с грохотом неслась вниз под уклон. Берег на другой стороне напоминал выщербленную стену, из которой местами торчали неестественной формы деревья. Посередине реки попадались, сваленные в кучу, стволы деревьев, а на берегу были следы разлива. Страшно представить себе, что творится здесь весной. Могучая река выходит из берегов и несётся, сметая на своём пути вековые деревья, ломая их словно спички. А потом, успокоившись, уходит обратно в своё русло, создавая целые острова деревьев.

Идти по лесной тропе легко. Поэтому была возможность рассмотреть всё произошедшее с нами. Образы и мысли не спеша проходили перед внутренним взором. Тихий, словно сказочный лес с ковром из мха и брусники с огромными и, видимо, старыми деревьями, прекрасно настраивал на размышления.

Трудно представить, что с момента начала пути прошло всего 13 дней. Каждый из них был так наполнен событиями и впечатлениями, что казался неделей. Люди уезжают на юг и по прошествии двух недель чувствуют себя неотдохнувшими и неудовлетворенными. А мы прожили эти дни как маленькую жизнь. И жизнь более осмысленную и наполненную, чем весь год в городе. В таких условиях человек проявляет себя своими реальными качествами. И важнее не то, где ты находишься, а с кем. Я почувствовала, насколько близки мне все те, кого я оставила в далёком Нижнем Новгороде. И как хочется поделиться с ними всей этой красотой. Что все их недостатки, так раздражавшие меня, в действительности ерунда по сравнению с тем, с чем мы столкнулись в походе.

Сильно меняются приоритеты в подобных условиях. Как важны чистые воздух, вода, живая природа. Какая удивительная связь может быть установлена между человеком и Землёй. Раньше мне хотелось стать звеном управленческих структур. Политика казалась мне важным и привлекательным занятием. Но теперь всё изменилось. Больше нет желания «лезть» туда. Хочется одного – сделать наш мир чище и прекраснее. Чтобы не только на Алтае текли реки живой воды, а земля была пышной и благодатной.

Перед отъездом я слышала в одной передаче, как какой-то мужчина (видимо, учёный) говорил о том, что земля в наших краях истощена, превращена в прах. Поэтому всё, что с таким трудом выращено на ней, уже не приносит пользы и насыщения. Это правда. Раньше достаточно было съесть одно яблоко, а сейчас и пяти мало. Приходится «кидать в себя» больше еды, создавая тяжесть в организме. А удовлетворения не приходит. С водой тоже самое. Выпивая очищенную и кипяченую воду, невозможно утолить жажду.

Здесь вода и земля живые, наполненные. Всё тело преображается всего за 4-5 дней: наливается силой, появляется выносливость. Я никогда не могла дышать носом при нагрузках. Здесь – запросто. Сердце бьется по-другому. С глаз словно пелена спадает. Этот край дарит возможность чувствовать и осознавать каждый миг. Удивительно, что местные жители не принимают волшебство этих мест в полной мере, не пускают в себя изменения, которые им может подарить их благословенная земля. Многие путешественники говорили о жителях Сибири, как о «недалёких и толстокожих обывателях». Над этим стоит подумать.

Каждый из нас в начале похода на Чу-Чое сказал, зачем пришёл сюда. В прошлом году я хотела найти себя. А в этом – я приехала на Алтай, как к любимому человеку. Не что-то получить, а просто почувствовать его снова. И, несмотря на все сложности, полюбила его ещё больше, осознав, как люблю своих родителей и Пашу. Хочу привезти им кусочек того чуда, что было открыто мне здесь. Невозможно всё это передать ни словами, ни фотографиями. Все они лишь тусклая реальность. Но я постаралась приблизиться к ней в этом послании.

Наш путь близился к завершению. Впереди последняя ночёвка в горах у водопада Текелю. Усталость взяла верх. Усталость не от нагрузок, а от людей, идущих с нами. Мы вообще перестали изображать хоть какое-то общение. Только наблюдали. Поведение руководителя по-прежнему вызывало моё критическое отношение. Рассказывал всем, какие у него чудесные сыновья, и как он любит их и жену, а потом трогал и обнимал у нас на глазах Галину, делая нас всех соучастниками своей измены, от чего было противно. А вечером, когда костёр почти погас, и я решила его раздуть, отругал меня, что я ему ужинать мешаю, пепел летит. Скучно стало от его однообразной манеры придираться из-за ерунды.

Недалеко от нас остановился мужчина лет сорока. Он был один. Пришёл познакомиться. Оказалось, он из Питера. Путешествует один всё лето, все три месяца. Рассказал, как в одиночку прошёл траверсом Белуху. Наши ему не поверили. Считают, что это невозможно.

Я дослушивать разговор не стала. Неинтересно, когда люди расспрашивают, а сами человека лжецом считают.

Ночь была холодная. Наташа перетянула почти весь спальник на себя. Я к утру промёрзла до костей. Поэтому с большой радостью отправилась в путь. Идти тепло.

Дорога проходила в лесу. Попадалось много туристов. Один спросил, не осталось ли у нас лишней каши в запасах. Каши было почти две бутылки, нам они ни к чему. Сегодня ночёвка в Тюнгуре. Но руководитель почему-то не дал добро на то, чтобы отдать эту кашу.

Часам к трём мы дошли к подножию перевала Кузуяк. Там один алтаец возит туристов через перевал в кузове машины ГАЗ-66. Мы тоже погрузились туда. Ехать было весело. Кузуяк неинтересен с точки зрения достопримечательностей, и по нему можно проехать. ГАЗ-66 – хорошая машина. Он словно перешагивает все лужи и грязь.

Я сидела с краю, поэтому, когда мы ехали наверх, то все остальные придавили меня. Зато вниз ехать было вольготно. По пути ветки деревьев нависали довольно низко, и руководитель периодически кричал: «Ветка!». И мы все пригибались, так как не знали, с чьей стороны она попадётся.

Вот и база «Белый Кречет». Небо затянули низкие облака, закрыв вершины гор. Зарядил дождик. Но здесь уже не так остро воспринималась неотвратимость стихии. Палатки поставили быстро. Только здесь я заметила, что наша палатка протекает насквозь.

Руководитель приготовил нам ещё один «сюрприз». Объявил, что проживание на его даче стоит 300 рублей в сутки. Мы прожили уже сутки, но он ничего об оплате не говорил. В прошлом году руководитель предоставил нам дачу просто так. И в этом году, когда обговаривали время приезда, сказал: «Не забывайте, в Бийске к вашим услугам моя дача». И ни слова о деньгах.

Раньше водить людей в походы было для руководителя увлечением, хобби. А в этом году он оставил основную работу и сделал туризм сферой зарабатывания денег. Брал деньги за всё, при этом хуже провёл сам поход. В пути перепутал «заброски», в результате чего в какой-то день продуктов нам не хватило, а в другой было больше, чем нужно. Ему, видимо, стало неинтересно водить людей, поэтому многие места мы просто пробегали, и он даже не говорил названий рек и гор.

Денег у нас было впритык, и руководитель предложил нам переслать деньги ему на карточку из Нижнего Новгорода. Мы с Наташей решили распрощаться с ним окончательно здесь, поэтому деньги отдали, а в следующий поход наметили идти с другим инструктором.

Неприятное общение с руководителем и людьми в группе не сказалось на впечатлении об Алтае. Я приехала сюда, потому что полюбила этот край. И после трудного пути эта любовь стала ещё крепче. Всё здесь живое, всё говорит с нами. Это не преувеличение. Удивительно, что чем больше я чувствую любовь к горам Алтая, тем сильнее во мне желание сделать что-то хорошее для Нижегородской земли.

Путь с базы до Бийска на УАЗике растянулся почти на 12 часов. Это было совсем неутомительно после тяжёлого пути. Мы заехали в Верхний Уймон, чтобы завести туда Забару, и зашли в музей Рериха, сделанный на месте дома, где он жил, когда останавливался на Алтае. Женщина – экскурсовод коротко рассказала нам о его экспедиции, о жизни, о творчестве. На её лице было написано такое вдохновение, что хотелось слушать и не пропускать ни одного слова. Оказывается, Забара останавливается в этих краях и помогает в этом музее (кто бы мог подумать!).

Все работающие там люди с большой любовью ухаживают за музеем и гордятся тем, что живут в таком месте. Многим живущим в сёлах горного Алтая людям просто нечем заняться. А у жителей Верхнего Уймона есть смысл, есть важное дело!

Оказывается, село Верхний Уймон находится ровно посередине Евразийского материка и равноудалено от всех морей и океанов, что даёт повод считать его самым безопасным местом во время глобальных катаклизмов. Многие богатые люди из разных стран стараются купить там всеми правдами и неправдами землю.

В музее был маленький магазинчик, где все накупили книги Рериха и его учеников. Я долго топталась, не решаясь что-нибудь купить. Денег мало. И ни одна книга не пришлась мне по душе. В конце концов, купив штук 20 календариков, я побежала к машине.

Не хочется подробно рассказывать о том, что до самого Бийска и на даче, руководитель продолжал вести себя некорректно по отношению ко всем участникам похода. Даже после высадки своих почитательниц (Забары в Уймоне, Галины вечером в Бийске). Запомнился только обед в закусочной с национальной Алтайской кухней. Мы с Наташей заказали себе поесть первыми, так как мы не едим мясо, и пришлось придумывать, что взять. Сели за столик. А руковдитель сел за столик в противоположном конце закусочной и все остальные с ним, оставив нас сидеть одних. Вообще-то, это было хорошо, так как мы сильно от них устали. Но странно, так как обычно люди соблюдают определённые рамки приличия.

По приезду на дачу в Бийск мы поужинали (купили в магазине всё то, чего так не хватало в походе – фруктов, сыра, сладкого), сходили в баню. А наутро приехали на вокзал Бийска. Попрощались со всеми.

Дальше долгий путь домой. От Бийска до Барнаула 2 часа на такси, 6 часов ожидания поезда, затем 2 суток по железной дороге до Канаша в Чувашии, а оттуда водитель, присланный отцом Наташи, довёз нас до Нижнего часа за 4,5.

Вот и завершен долгий, трудный и волшебный путь. Хотя я думаю, что не завершен. Хотелось бы привнести в свою повседневную жизнь опыт и осознанность, полученные на Алтае.

Ещё я очень хотела бы передать вам образ происходящих там процессов. Это казалось мне важным. Я смогла это сделать только в такой форме. Надеюсь, всё это будет полезным.

С уважением!
Алёна Нижегородская

На иллюстрации — путь из Бийска в Нижний Новгород.

 

One Response to Сказание об Алтайском походе. Часть X.

  1. Марина:

    Алена, очень интересно Вы пишите, и очень хочется побывать на Алтае! слышала, что вы собираетесь этим летом, можно ли что то узнать поподробнее? и можно ли поехать с вами?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Сообщество «Возрождение» Следите за нами RSS